«Автофреттаж» с французского переводиться как «самоскрепление» – это свойство бетонных материалов самоуплотняться было подмечено советскими бетоноведами ещё в 1959 году. Тогда же и был предложен метод автофреттажа для изготовления ячеистого бетона (газобетон и газосиликат) (авторское свидетельство №149701). Технологическая особенность метода заключалась в формовании строительного камня в закрытом пространстве − форме, где и происходило внутреннее самоуплотнение ячеистого бетона. Так как давление в закрытой форме достигала 0,1 МПа, получался ещё один немаловажный результат. Это выдавливание избытков излишней воды затворения. Кроме этого, метод позволил получать материал с запланированными показателями.
Технология, получившая название автофреттаж, призвана бороться с неоднородностью ячеистых бетонов. Нужно выполнить два условия:
- Поместить в форму заданное количество ячеистобетонной смеси;
- Обеспечить условия, при которых смесь займет заданный объём.
Первое условие в технологии ячеистых бетонов выполняется элементарно, и связано это с запретом на заполнение одной формы из двух разных замесов. Обычным является согласование объёмов смесителя и формы. Если весь замес загружается в одну форму, а ингредиенты бетона дозируются по весу, то в форме оказывается строго определенное (с точностью 1-2%) количество твёрдого вещества. Остается обеспечить получение заданного объёма смеси.
Проще всего обеспечить стабильность объёма вспучивающейся газобетонной смеси – достаточно закрыть форму крышкой, ограничивающей высоту вспучивания. Но этот приём применим и для пенобетона, если в сырьевую смесь добавить небольшое количество газообразователя. Такая комбинированная поризация известна технологам и вне связи с автофреттажем.
Ячеистобетонная смесь, в отличие от обычной бетонной, достаточно жидкая – даже процесс формования называют заливкой смеси в форму. Смесь действительно является жидкостью, но не обычной, а так называемой бингамовской жидкостью. Отличие её заключается в способности нести статическую нагрузку, т.е. жидкость обладает прочностью. С одной стороны, её прочность не так велика, порядка 100 грамм на кв.см (в сотни раз меньше прочности отвердевшего газобетона); но с другой, это 1000 кг/м2.
Дополнительные позитивные эффекты технологии автофреттажа заключаются в следующем:
- В закрытой форме развивается гидростатическое давление, которое способствует отжиманию из поризованной смеси части воды затворения;
- Твердение под избыточным давлением способствует повышению прочности бетона;
- Сокращается длительность обязательной технологической выдержки между заливкой и термообработкой;
- Появляется возможность интенсификации режимов термообработки.
Недостаток способа заключается в дополнительных операциях с крышками, их необходимо чистить, смазывать, устанавливать на форму и крепить к ней, снимать, складировать. При этом возрастает металлоемкость процесса, трудо- и энергозатраты, возникает потребность в производственных площадях.
Таким образом, предлагаемые устройства и технологические приёмы обеспечивают существенное снижение трудоёмкости изготовления газобетонных изделий при одновременном повышении их качества.